ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экспертного совета по результатам публичной независимой экспертизы проекта закона области
"Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов"
Дата начала проведения экспертизы: 14.11.2013 года
Дата окончания проведения экспертизы: 15.11.2013 года
Экспертный совет в составе председателя совета И.А. Малковой и членов экспертного совета А.Ю. Железнякова, Е.С. Губановой, П.М. Советова, Г.Д. Телегиной рассмотрев проект закона области «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов»
УСТАНОВИЛИ:
Проект областного бюджета сформирован в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, законом области «О бюджетном процессе в Вологодской области», постановлением Правительства области «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Вологодской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов», с учетом положений Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, направленных на решение неотложных проблем экономического и социального развития страны.
Проект закона области "Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" вносится со следующими параметрами:
1. на 2014 год:
1) общий объем доходов в сумме 40 874,0 млн. рублей;
2) общий объем расходов в сумме 44 092,6 млн. рублей;
3) дефицит областного бюджета в сумме 3 218,6 млн. рублей, или 9,6 процента от общего объема доходов без учета объема безвозмездных поступлений.
2. на 2015 год:
1) общий объем доходов в сумме 41 842,5 млн. рублей;
2) общий объем расходов в сумме 43 857,3 млн. рублей;
3) дефицит областного бюджета в сумме 2 014,8 млн. рублей, или 5,4 процента от общего объема доходов без учета объема безвозмездных поступлений.
3. на 2016 год:
1) общий объем доходов в сумме 45 130,9 млн. рублей;
2) общий объем расходов в сумме 46 616,9 млн. рублей;
3) дефицит областного бюджета в сумме 1 486,0 млн. рублей, или 3,6 процента от общего объема доходов без учета объема безвозмездных поступлений.
Расходы областного бюджета сформированы в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями), законодательными и нормативными правовыми актами.
Областной бюджет на 2014-1016 годы сформирован с дефицитом, не превышающим предельных размеров, установленных статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Для покрытия дефицита областного бюджета и обеспечения возврата ранее привлеченных кредитных ресурсов в 2014 году в сумме – 9 963,2 млн. руб., в 2015 году в сумме - 4 305,1 млн.руб., в 2016 году в сумме 10 226,8 млн.руб., в проекте предусмотрены заемные источники финансирования:
привлечение кредитных ресурсов кредитных организаций в 2014 году в сумме 10 422,2 млн. руб., в 2015 году в сумме 6 451,9 млн. руб., в 2016 году в сумме 11 785,2 млн. руб.;
размещение государственных ценных бумаг в 2014 году в сумме 3 000,0 млн.руб.
В целях покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении областного бюджета, предусмотрено привлечение и погашение бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета из федерального бюджета в 2014 году в сумме 2 700,0 млн.рублей, в 2015 году – в сумме 3 000,0 млн.рублей, в 2016 году – 3 400,0 млн.руб.
ДОХОДЫ
Параметры областного бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов сформированы на основании прогноза социально-экономического развития области, одобренного постановлением Правительства области № 1113 от 28 октября 2013 года, с учетом тенденций экономического развития, складывающихся в текущем году, на основе сценарных условий и параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
На объем доходов областного бюджета будут оказывать принятые и вступающие в силу с 1 января 2014 года изменения и дополнения в нормативные правовые акты Российской Федерации и Вологодской области:
1) увеличение норматива отчислений в областной бюджет от налога на доходы физических лиц с 80 до 85 процентов и снижение обязательной нормы по передаче местным бюджетам по единым и (или) дополнительным нормативам отчислений налога на доходы физических лиц с 20 до 15 процентов;
2) уменьшение до 50 процентов норматива отчислений в областной бюджет от налога с доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента;
3) отмена единых нормативов отчислений в местные бюджеты от отдельных федеральных и региональных налогов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в областной бюджет, обусловленная передачей с местного на региональный уровень полномочий по обеспечению государственных гарантий на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования;
4) индексация специфических ставок акцизов по алкогольной продукции и пиву;
5) индексация специфических ставок акцизов на нефтепродукты в зависимости от класса;
6) установление норматива распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты для Вологодской области: на 2014 год – 0,9691 %, на 2015 год - 0,9376%, на 2016 год - 0,9706%
7) установление дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от акцизов на нефтепродукты;
8) окончание действия льготы и введение ограничений использования льгот для отдельных категорий налогоплательщиков по региональным налогам;
9) применение повышающих коэффициентов к действующим ставкам транспортного налога для дорогостоящих автомобилей;
10) зачисление доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков и доходов от продажи земельных участков, в полном объеме в бюджеты городских округов;
11) индексация нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду.
С учетом показателей макроэкономики и нововведений в законодательстве налоговые и неналоговые доходы областного бюджета на 2014 год прогнозируются в сумме 33,5 млрд.рублей.
В целом в предстоящем трехлетии ожидается увеличение налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на 7,3 млрд.рублей , в том числе за счет положительной динамики налога на доходы физических лиц – 3,0 млрд.рублей, налога на имущество организаций – 2,2 млрд.рублей.
Объем безвозмездных поступлений в областной бюджет в 2014-2016 годах планируется в соответствии с проектом федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов:
в 2014 году – 7 333,0 млн. рублей;
в 2015 году – 4 449,3 млн. рублей;
в 2016 году – 4 312,3 млн. рублей.
РАСХОДЫ
Расходы областного бюджета характеризуются следующими данными:
Динамика расходов областного бюджета
Наименование |
2013 год (млн. рублей) |
2014 год (млн. рублей) |
% к преды-дущему году |
2015 год (млн. рублей) |
% к преды-дущему году |
2016 год (млн. рублей) |
% к преды-дущему году |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
1 980,6 |
2 150,0 |
108,6% |
1 865,4 |
86,8% |
1 930,5 |
103,5% |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
26,7 |
29,0 |
108,5% |
29,0 |
100,3% |
29,0 |
100,0% |
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
444,8 |
420,1 |
94,5% |
325,7 |
77,5% |
317,1 |
97,4% |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
8 470,8 |
6 279,6 |
74,1% |
5 720,3 |
91,1% |
5 952,1 |
104,1% |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО |
1 809,8 |
1 137,8 |
62,9% |
605,2 |
53,2% |
255,7 |
42,3% |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
145,4 |
184,8 |
127,1% |
149,2 |
80,7% |
146,3 |
98,1% |
ОБРАЗОВАНИЕ |
10 484,2 |
12 381,6 |
118,1% |
12 615,7 |
101,9% |
13 238,2 |
104,9% |
КУЛЬТУРА И КИНЕМАТОГРАФИЯ |
517,1 |
477,0 |
92,3% |
505,8 |
106,0% |
594,5 |
117,5% |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ |
7 073,9 |
7 750,1 |
109,6% |
7 725,9 |
99,7% |
8 361,3 |
108,2% |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
10 207,3 |
9 965,8 |
97,6% |
10 176,8 |
102,1% |
10 486,3 |
103,0% |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ |
400,7 |
118,3 |
29,5% |
116,9 |
2,0 |
129,8 |
111,0% |
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
155,8 |
176,0 |
113,0% |
67,8 |
38,5% |
56,4 |
83,3% |
ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА |
1 929,8 |
1 918,7 |
99,4% |
1 738,7 |
90,6% |
1 697,4 |
97,6% |
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА |
1 108,5 |
1 103,8 |
99,6% |
1 201,2 |
108,8% |
1 261,0 |
105,0% |
ИТОГО РАСХОДОВ |
44 755,5 |
44 092,6 |
98,5% |
42 843,6 |
97,2% |
44 455,7 |
103,8% |
Условно утверждаемые расходы |
1 013,8 |
2 161,2 |
|||||
ВСЕГО РАСХОДОВ |
44 755,5 |
44 092,6 |
98,5% |
43 857,3 |
99,5% |
46 616,9 |
106,3% |
Снижение общего объема расходов в 2014 и 2015 годах обусловлено уменьшением объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, иных безвозмездных поступлений, а также сдерживанием роста расходов в целях снижения долговой нагрузки на областной бюджет.
На структуру расходов областного бюджета существенное влияние оказало перераспределение полномочий по обеспечению общеобразовательного процесса в дошкольном образовании с 1 января 2014 года в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с уровня муниципальных районов на региональный уровень.
В проекте областного бюджета на 2015 и 2016 годы в соответствии с требованиями статьи 184.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены условно утверждаемые расходы в суммах соответственно 1 013,8 млн. рублей и 2 161,2 млн. рублей.
Расходы на финансирование публичных нормативных обязательств предусмотрены в разделах расходов областного бюджета по отраслям «Культура и кинематография», «Здравоохранение», «Физическая культура и спорт» и «Социальная политика» на 2014 год в сумме 2321,9 млн. рублей, на 2015 в сумме 2331,8 млн. рублей, на 2016 год 2410,8 млн. рублей.
На социальную сферу в 2014 году планируется направить 30 692,8 млн. рублей (69,6 % от общего объема расходов), в 2015 году – 31 141,0 млн. рублей (71,0 % от общего объема расходов) и в 2016 году – 32 810,0 млн. рублей (70,4 % от общего объема расходов).
В соответствии с принятыми в 2013 году изменениями в Бюджетный кодекс (Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 104-ФЗ) впервые проект областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов сформирован не только в функциональной, но и в программной структуре расходов на основе утвержденных Правительством области в 2012 – 2013 годах государственных программ Вологодской области.
В области будут реализовываться 21 государственная программа Вологодской области, из них 6 государственных программ, которые были приняты в 2012 году.
Доля расходов на реализацию государственных программ в общем объеме расходов областного бюджета в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилась практически в 2 раза и составит 86,6%, в 2015 году – 86,3%, в 2016 году – 85,2%.
Из общего объема расходов на реализацию государственных программ 78,6% приходится на социальную сферу. Остальная часть: это развитие транспортной отрасли – 10,8%, капитальные вложения, поддержка малого бизнеса и природные ресурсы – 7,7%, развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка – 2,9%.
Бюджетные ассигнования на осуществление капитальных вложений в объекты областной и муниципальной собственности предусмотрены в соответствии с государственными программами области. В 2014 году объем капитальных вложений составит 1 990,7 млн. рублей (на 30,8 % ниже уровня 2013 года), в 2015 году – 1 395,7 млн. рублей (на 51,5 % ниже уровня 2013 года), в 2016 году – 1 111,7 млн. рублей (на 61,4 % ниже уровня 2013 года).
Общий объем межбюджетных трансфертов местным бюджетам в 2014 году составит 20 732,4 млн. рублей, в 2015 году – 20 844,7 млн. рублей, в 2016 году – 21 552,0 млн. рублей.
Государственный долг
С целью выполнения требования ст. 107 Бюджетного кодекса РФ, в законе области «Об областном бюджете на 2014 и плановый период 2015 и 2016 годов» установлен верхний предел государственного долга области по состоянию на 1 января 2014 года, на 1 января 2015 года и на 1 января 2016 года.
Объем государственного долга увеличивается с 31 356,5 млн. рублей - в 2014 году до 37 655,2 млн. руб. – в 2016 году. Объем обязательств по гарантиям планируется сократить с 5 722,2 млн. руб. до 4 856,7 млн. руб. соответственно.
В соответствии со статьей 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации законом области утверждается предельный объем расходов на обслуживание государственного долга области на 2014 год в сумме 1 918,7 млн. руб.; на 2015 год – 1 738,7 млн.руб.; на 2016 год – 1 697,4 млн.рублей.
Предельный размер расходов на обслуживание государственного долга области, установленный Бюджетным кодексом РФ не превышен.
В 2015 году планируется предоставление государственной гарантии области ГЭП «Вологдаоблкоммунэнерго» в сумме 320,0 млн.руб., предоставление новых государственных областных гарантий в 2014 и 2016 годах не планируется.
Согласно статье 110.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации законом области предусмотрены бюджетные ассигнования на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям в сумме 232,1 млн.руб. – в 2014 году; 81,9 млн.руб. – в 2015 году; 22,4 млн.руб. – в 2016 году.
Замечания и предложения по проекту закона:
В процессе исполнения областного бюджета в 2014 году и плановом периоде 2015 - 2016 годов обеспечить проведение мероприятий:
1) по снижению задолженности по налоговым платежам в бюджеты всех уровней;
2) по обеспечению достижения целевых показателей, предусмотренных Планом мероприятий по укреплению доходной базы консолидированного бюджета области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, утвержденным постановлением Правительства области от 23 апреля 2012 года № 386(в редакции Постановления Правительства области № 977 от 30.09.2013);
3) по сдерживанию роста государственных расходов, дальнейшей оптимизации расходов областного и местных бюджетов;
4) по привлечению дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета;
5) по снижению долговой нагрузки на областной бюджет;
6) по выполнению принятых долговых обязательств и по оптимизации стоимости обслуживания долговых обязательств.
Председатель экспертного совета И.А. Малкова